- 25.08.2017
- 25 Просмотров
- 0 Комментариев
Иордания: дни в Акабе, ночи в пустыне
Ехать своим ходом, смешаться с толпой, почувствовать страну Иорданию кончиками пальцев, уловить на мгновение ее пульс, гармонично вписаться в ее оранжевый ландшафт - хотя бы на несколько дней.Ночевать в самых дешевых гостиницах, ездить общественным транспортом, расспрашивать дорогу у случайных прохожих, пить кофе с кардамоном на какой затерянной улочке. Такой было мое путешествие в Иорданию.
На побережье
Мы были в Акабе именно на Новый год. Новогодняя Акаба извне мало отличается от Акабы обычной. Просто потому, что праздник здесь, кажется, не утихает - жизнь продолжается по мотивам Хемингуэя.
Новый год отмечают, однако - без привычных для европейцев атрибутов: здесь тебе ни елок, ни дедов с сумками подарков, ни «Джингл Белз».
Праздничную атмосферу создает Красное море, граничит с морем ночных огней и музыки. Живут своей жизнью шумные ґенделикы и «шиша-бары» - заведения, где можно курить кальян, традиционную для местных жителей забаву, сладкую и медитативную, что иногда сочетается с просмотром футбольных матчей .
Впрочем, «шишу» можно курить и под открытым небом - для этого у заботливых владельцев наготове пуфики, Коцик, матрасы и пластиковые кресла - на любой вкус.
Дорогами гоняют машины и радостно сигналят (впрочем, сигналят здесь постоянно - не только по случаю Нового года). Из окон торчат по пояс люди, смелые карабкаются на крыши. Некоторые одетые в клоунский или просто необычное платье.
«Happy New Year» - раздается отовсюду, незнакомцы на улицах не жалеют поздравлений друг другу. Улицы и берег переполнены группами людей всех возрастов - найти место, чтобы приземлиться тоже у воды с огнем и импровизированным пикником оказалось непростой задачей.
Ровно в полночь начинает стрелять салютом специальная пушка, установленная на побережье. Стрельба продолжается около часа, под красочным от вспышек небом невозможно говорить, отображение фейерверка пускает стрелки и на водной поверхности, создавая сплошную какофонию звуков и блесток.
Ощущение хмельное и причудливое. Усиливают его дети и коты, которые носятся по побережью.
Утром у берега дрейфуют разнокалиберные кораблики, катамараны и рыболовные лодки и можно совершить морскую прогулку.
Море - основная составляющая праздника, именно ради него большинство путешественников едут в Акабы. «Там на небе только и разговоров, что о море», - почему-то вспоминаю эту фразу из фильма «Достучаться до небес».
Его температура не опускается ниже отметки 22 градусов даже зимой. Правда, искупаться здесь в это время не так уж и просто и дешевые надувные круги, маски и другие орудия печально пылится на лотках.
Во-первых, дует мощный холодный ветер. И вторая причина - на общих пляжах здесь очень людно, хотя почти никто не купается. А если и купаются - это мужчины, почему-то в футболках и шортах.
Девушкам европейской внешности и так не дают прохода на улицах постоянными поздравлениями и вопросами, поэтому раздеться до купальника и уйти среди этой толпы в воду мы не решаемся.
Опять-таки, это не вопрос безопасности: иорданцы миролюбивые и положительные, боязни, что здесь могут обидеть, нет. Речь идет исключительно о чрезмерное внимание и личное пространство.
Поэтому автомобилем отправляемся на Южный пляж, где почти безлюдно. Вода теплая, но порывы безжалостного ветра делают выход из воды не очень приятным. Полотенце и термос с чаем несколько облегчают нам процесс возвращения на сушу.
Желающим также предлагают погружение на глубину с аквалангом и инструктором, или же просто аренду масок и ласт. Мир кораллов и пестрых рыб - это еще одна, отдельная Акаба.
Город
Иордания еще пять тысяч лет назад занимала одну из ключевых позиций на путях караванов в Азию, Африку и Европу - это было сомнительным благом для мирного населения, однако бесспорно выгодным для экономики и культуры.
Ведь чего-чего, а спокойствия на таких маршрутах надеяться можно только. Элины, фараоны, византийцы, арабы, турки, а также загадочные племена набатеев - кто только не оставил здесь свой след. Акаба в этом смысле весомее тем, что имеет единственный в королевстве порт. Отсюда ближе всего к границе с Израилем.
Старинная крепость, известная как Форт мамлюков, - сводная крестоносцами, затем была перестроена одним из последних мамлюкских султанов - Кансухом аль-Гаури.
Крепость служила базой для караван-сараев, а также местом, где могли остановиться паломники на пути в Мекку.
После падения мамлюков Акаба перешла к Османской империи, и лишь в начале прошлого века город был подчинено арабскими войсками и стало частью Иордании.
Именно в Акабе в конце Первой мировой размещался штаб Лоуренса Аравийского - британского дипломата, археолога, писателя и разведчика, который помог организовать восстание арабов против Турции.
Также можно пройтись по улицам (точнее, их контурами) древнего города Айла. Колоритные развалины, где сейчас ведутся археологические раскопки, по библейским преданиям, застали еще царя Соломона.
Сама Акаба свое время называлась «Акаба Айла», что в переводе означает «Проход Айли» - через перекресток ключевых торговых путей, на котором оказался город.
Библейским, христианские и мусульманские периоды наслаиваются друг на друга, напоминая, впрочем, что ничто не вечно под солнцем - неприступные крепости рано или поздно становятся руинами, отгороженными лентой от слишком любопытных туристов ...
Отдельные районы Акабы - это сплошной шопинг. Сувенирные лавки, открытые забегаловки (уличная еда здесь особенно вкусная и демократична по цене), палатки с одеждой и обувью, специи, сотни сортов орехов, масла, изделия из камня и металла.
А вышитые красным по черному аутентичные рубашки порой напоминают наши вышиванки. Классическое местное искусство - рисунки разноцветным песком.
Бутылки и баночки всех калибров с пустынными пейзажами, верблюдами или надписями «Иордания» продаются на каждом шагу, также мастера могут нарисовать песком портрет или написать на заказ имя.
Другое традиционное искусство - это мозаики. Конечно же, современные мозаики несколько отошли от средневекового канона, существенно уменьшившись, порой до размеров сувенирных магнитиков и тарелок, однако сами сюжеты изображений остались.
Самые распространенные среди них такие фундаментальные символы, как деревья или рыбы. Кроме классической техники - наклеивание натурального камня на поверхность, - предприимчивые мастера научились делать упрощенную, более дешевую версию из кусков крашеного гипса. Весит такое изделие значительно меньше.
Мы видели одну лавочку, которая поддерживает феминистские движения в Иордании. Средства, вырученные по торговле здесь, пригодятся в борьбе женщин за свои права.
Компактные ухоженные огороды среди города в тени пальм добавляют уюта и наглядно свидетельствуют: редис и зелень, лежащий на лотках, а не импортированы, а действительно свежие и натуральные.
Туристическая отрасль является основным доходом для населения. Скажем, человек, имеющий собственную «чайную» или сувенирную лавку, может параллельно работать в местном туристическом центре, а также иметь частный стоматологический кабинет.
И такие неожиданные сочетания здесь почти трендом. Туризм является своего рода золотой жилой, и почти всех, кто пытается удержаться на плаву, неизбежно переносит туда.
Посетили мы и бедные районы, нетуристические улочки, куда никогда не заведут гиды и экскурсионные маршруты. Здесь чужак - явление странное и неординарное, поэтому внимание привлекает значительно больше, чем на центральных «улицах-маркетах».
Жилья здесь в основном бедные, частично построены из подручных материалов. Впрочем, встречаются и весьма уютные дома. С садов выглядывают мандариновые деревья.
Дети бегают стайками по дорогам (асфальта здесь не) и гоняют мяч прямо на проезжей части. Иногда это происходит на крутых склонах, и удержать мяч на уровне представляется высшим пилотажем.
Здесь могут позвать в гости на кофе или чай, или же малыш может добровольно выстроиться перед камерой для совместного фото. Правда, иногда за это могут попросить один динар ...
Пустыня
Пустыни занимают большую часть площади королевства. Однако королевой всех пустынь, несомненно, является Вади-Рам, что переводится как Лунная долина.
Она Марс в картине «Красная планета» и декорации некоторых сюжетов «Звездных войн», «марсианин», «Трансформеров», «Лоуренса Аравийского» и других фильмов. Она - основной источник воды для всей Иордании. А еще - памятник, включенный в список наследия ЮНЕСКО.
Природные источники в скалах делают климат Вади-Раму менее строгим, чем в других пустынях, а флору - богаче.
Гости, желающие переночевать в пустыне, могут поселиться в гостинице, в шатре или выбрать необычный вариант - ночлег под открытым небом в сопровождении проводников-бедуинов, с заходом солнца, безумно звездным небом и ужином на костре. Мы выбрали такой вариант!
Несмотря на то, что температура в пустыне ночью в зимней поре падает чуть ли не до нуля, эта ночевка оказалась теплой из всех, проведенных в разных точках Иордании: бедуины - мастера выживания в природных условиях и знают, как обеспечить тепло и уют.
А вот в городских зданиях центральное отопление отсутствует, поэтому время изо рта идет пар, и приходится натягивать на себя все свои вещи.
В пустыню лучше выделить больше времени, хотя бы несколько дней. И дело даже не в количестве исторических и природных памятников, которых здесь немало.
Пустыня - это особое пространство. Место, где стирается ощущение времени, где хочется замереть, как ящерица на скале. Ощущение единства с миром, такое забытое, возвращается и ты чувствуешь себя здесь живым, как никогда.
Как и в других пустынях, в Вади-Раме проживают племена бедуинов, верных традициям кочевой жизни. Бедуины - отличные проводники и охотно сопровождают гостей, они гостеприимны и приветливы, с ними можно остаться на несколько месяцев за волонтера, чтобы ближе познакомиться с особенностями жизни в пустыне.
Однако в то же время их сообщества достаточно закрытыми, то, что покажут чужакам, - лишь верхушкой айсберга.
Полиция в неформальных разговорах говорит о том, что среди бедуинов цветет торговля оружием, да и сами они признаются - ружье здесь есть в каждом доме.
Но основной деятельностью, как и сотни лет назад, остается скотоводство. В распоряжении семьи нашего проводника Мохмед - 30 голов верблюдов и еще сколько десятков нубийских коз и овец. И по здешним меркам такие состояния считаются достаточно скромными ...
Весной животные дают молоко, которое продают в чистом виде или же пускают на сыр. В ход идет также мех.
Бедуины, как и иорданцы вообще, живут большими семьями. В Мохмеда недавно родился брат - 11-й ребенок в семье. Многоженство здесь хотя и разрешено законом, однако давно не практикуется - экономически невыгодно, ведь каждая женщина требует отдельного жилья, еще и на определенном расстоянии от жилищ других жен. «Иначе они не уживутся», - с грустью констатирует наш проводник. Не менее остро стоит вопрос приданого - за каждую жену надо давать верблюдов.
«Мой дед имел четыре жены! - говорит Мохмед. - Я бы тоже хотел, но где там ... »
Юноша рассказывает, что раньше пару для ребенка выбирали родители, и увидеться впервые невесты могли целых сватовстве. Но сейчас все иначе - интернет и социальные сети внесли свои коррективы в патриархальные традиции ...
Правительство страны решило взять под контроль бедуинов. Для этого основал поселок с инфраструктурой - больницей, школой и всем необходимым. Большинство бедуинов Вади-Раму осели именно там. Однако, как сказал Мохмед, это уже не настоящие бедуины. Настоящие живут среди песков. Себя он называет почти настоящим.
Он не знает художественной литературы и не смотрит сериалов, но читает регулярно Коран. «Я черпаю мудрость разговоров со старыми людьми, - говорит он, - и еще из народных песен - они содержат много правды».
Мохмед дважды принимал у себя иностранцев на длительное время - в рамках международной волонтерской программы. Люди приезжали и помогали по хозяйству, а Мохмед, в свою очередь, знакомил их с пустыней.
Полгода у него жил австралийский учитель английского - именно он научил Мохмед говорить свободно и грамотно. А также - американская писательница и актриса. Он говорит - практика принимать у себя иностранцев стала довольно распространенной в деревне.
Девочки и мальчики в бедуинском поселке учатся отдельно, причем ребята с первого класса проходят военную подготовку.
Зимой в пустыне выпадают дожди. Вода собирается в скалах, где образовались природные резервуары, и затем водопадами вырывается наружу, превращая дороги в реки. Тогда, по словам Мохмед, бедуины гоняют на джипах, соревнуясь, преодолеет автомобиль стихию или утонет.
Осадки диктуют миграции тех бедуинов, до сих пор живут среди песков.Джипы, к слову, здесь преимущественно без номеров - бедуинам разрешено покупать дешевые применяемые машины, но использовать их они могут только в пределах пустыни.
Пустыня хранит тайны петроглифов и письмен на камне, большинство которых до сих пор не разгадана. Здесь также сохраняется часовня набатеев в возрасте не менее 2000 лет. С древними письменами граничат письмена современные, оставленные туристами.
В пустыне можно съехать на борде с крутого склона дюны, можно пить ледяную воду из источника Шеллалы, можно гладить верблюдов у водопоя, оборудованного в свое время Лоуренсом Аравийским, или проехаться верхом на величественных и сильных кораблях пустыни, можно взбираться на скалы или погружать ладони в пески - на грани, где сходятся белая и красная дюны. Но больше всего захочется молчать. НЕ шевелиться и слушать пустыню. Впитывать в себя ее силу на десять лет вперед.
Рай кофемана
Кофе по-иордански, на мой взгляд, заслуживает отдельного раздела репортажа и отдельное место в сердце. Во-первых, оно здесь повсюду натуральное и заварное. Никакой растворимой бурды!
Во-вторых, она всегда с кардамоном. В междугородных автобусах, на заправках и вокзалах. Куда бы вас занесло, кофе будет заварной, густой, сладкаий и с кардамоном.
Мелют кофе здесь нескольких различных степеней обжарки и сразу же со стручками кардамона. Даже покупая упаковку молотого кофе, учитывайте, что она содержит эту специю.
В Иордании смуглые, белозубые, улыбающиеся мастера умело передвигают крошечные турки, доводя напиток до кипения несколько раз. Такая бытовая магия. Взять на улице душистый напиток и выпить его на берегу моря - это сказка.
Последние отзывы
' + uCoz.spam.sign.hidden + ' ' + uCoz.spam.sign.show + '
').hide().insertBefore(context.target);
uCoz.spam.handleDOM(toggle);
};
context.target.addClass('report-spam-hidden').fadeOut('fast', function() {
toggle.fadeIn('fast');
});
} else if( response.status == 'message_not_spam' ) {
context.elem.text(uCoz.spam.sign.spam).attr('data-not-spam', '0');
$('#report-spam-toggle-wrapper-' + response.message_id).fadeOut('fast');
$('#' + uCoz.spam.config.idPrefix + response.message_id).removeClass('report-spam-hidden').show();
} else if( response.status == 'admin_message_not_spam' ) {
elem.text(uCoz.spam.sign.admSpam).attr('title', uCoz.spam.sign.admSpamTitle).attr('data-not-spam', '0');
} else if( response.status == 'admin_message_spam' ) {
elem.text(uCoz.spam.sign.admNotSpam).attr('title', uCoz.spam.sign.admNotSpamTitle).attr('data-not-spam', '1');
} else {
alert('uCoz.spam.report: unknown status: ' + response.status);
};
} else {
context.target.remove(); // no status returned by the server - remove message (from DOM).
};
}, { elem: elem, target: target, height: height, margin: margin });
return false;
};
uCoz.spam.handleDOM = function(within) {
within = $(within || 'body');
within.find('.report-spam-wrap').each(function() {
var elem = $(this);
elem.parent().prepend(elem);
});
within.find('.report-spam-toggle-button').not('.report-spam-handled').click(function(event) {
if( event.preventDefault ) event.preventDefault();
var elem = $(this);
var wrapper = elem.parents('.report-spam-toggle-wrapper');
var text = wrapper.find('.report-spam-toggle-text');
var target = elem.attr('data-target');
target = $(target);
target.slideToggle('fast', function() {
if( target.is(':visible') ) {
wrapper.addClass('report-spam-toggle-shown');
text.text(uCoz.spam.sign.shown);
elem.text(uCoz.spam.sign.hide);
} else {
wrapper.removeClass('report-spam-toggle-shown');
text.text(uCoz.spam.sign.hidden);
elem.text(uCoz.spam.sign.show);
};
});
return false;
}).addClass('report-spam-handled');
within.find('.report-spam-remove').not('.report-spam-handled').click(function(event) {
if( event.preventDefault ) event.preventDefault();
var messageID = $(this).attr('data-message-id');
del_item(messageID, 1);
return false;
}).addClass('report-spam-handled');
within.find('.report-spam-btn').not('.report-spam-handled').click(uCoz.spam.reportDOM).addClass('report-spam-handled');
window.console && console.log && console.log('uCoz.spam.handleDOM: done.');
try { if (uCoz.manageCommentControls) { uCoz.manageCommentControls() } } catch(e) { window.console && console.log && console.log('manageCommentControls: fail.'); }
return this;
};
uCoz.spam.handleDOM();
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
[ Регистрация | Вход ]