- Топ
- 579 Просмотров
- 0 Комментариев
Пожалуй, в этом стыдно признаваться, но до недавнего времени я принадлежала к тому узкому кругу широких народных масс, представители которого ни разу не были в Турции.
Ни на ее рынках еще с начала 1990-х, ни на ее морях в отелях с «все включено» с начала 2000-х. Хотя, конечно, все это время моя жизнь без нее не обходилось, так и наши прилавки с того времени и по сегодняшний день, и наши телеэкраны с каждым годом все больше и больше завалены турецкой одеждой. Однако реальность, как это часто случается, оказалась интереснее прогнозов.
«Столица мира»
Когда черный простор ночи под крылом самолета меняется гигантскими россыпями драгоценных камней, это означает, что вы над Стамбулом. Пятнадцати миллионный мегаполис, крупнейший город Европы и Турции, лежит на берегах Босфора и принадлежит Европе и Азии одновременно очаровывает с первого взгляда.
Может, потому прежде всего, что обычно туристы не выходят за пределы «старого города» на европейском берегу, которое при желании можно обойти пешком. Хотя находиться то придется, потому что в большом городе большое все: дворцы, мечети, базары.
Чего стоит только крупнейший в мире крытый рынок - Гранд-базар, целый город в городе, в котором главное - не заблудиться, потому что здесь - 61 улица с фонтанами, мечетями, кафе, ателье - и, говорят, есть даже школа и кладбище . Но самое главное, что здесь есть почти 4000 торговых павильонов, где продается все и отовсюду. Но больше всего здесь турецких товаров: ткани, ювелирные украшения, сувениры, одежда, белье, антиквариат.
Горы специй. Тонны восточных сладостей. Традиционные для Турции изделия, которые сами просятся в руки на долгую и незабываемую память: керамика, ковры, диванные подушки с портретами знаменитостей, кальяны, чайные и кофейные сервизы, разноцветные люстры, как самоцветы.
Наших «челноков», кстати, здесь не увидишь. У них другие - оптовые - точки для затоваривания: рынок Лалели - целые кварталы с магазинами, лотками, складами, транспортом, продавцами, грузчиками, широченным ассортиментом и солидными скидками. И торговцами, владеющие русским языком - даже лучше, чем представители остальных сфер обслуживания в Турции на английском.
Большое в Стамбуле не мешает существовать и процветать и всему маленькому. Мы, к примеру, жили в одном из популярных здесь отелей-бутиков - на три этажа и восемь номеров, расположенном в подъезде старого здания в историческом и туристическом центре Стамбула.
Вполне демократичная цена за сутки - 80 долларов за комфортный двухместный номер - не помешала отелю иметь и ресторанчик с завтраками для жителей, и террасу для чаепития с роскошным видом на самую большую и самую красивую в городе Голубую мечеть (Султанахмет) и храм святой Софии (Айя-София ).
Это подтверждает и бесконечный поток туристов. Удивительный город с несколькотысячелетней драматической историей ежегодно привлекает к себе более шести миллионов гостей: не случайно же недавно здесь открыли еще один, уже третий, аэропорт - крупнейший в мире.
Даже в июле-августе, когда Стамбул плавится от жары, основные туристические объекты не пустуют - хотя финансово выгоднее знакомиться с ними после новогодних праздников, когда множество предложений «горящих» туров. Популярный здесь и внутренний туризм. Причем на экскурсии приходят не классами и трудовыми коллективами, как это принято у нас, а семьями.
Как воспитать такой интерес к истории и культуре родной страны и ее граждан?
Впрочем, в Стамбуле есть много чего интересного. Настолько, что Наполеону даже приписывают утверждение: «Если бы Земля была одной страной, то ее столицей был бы Стамбул».
Турция производит впечатление страны, работает и развивается. Причем это выражение отнюдь не означает «страна третьего мира», потому что экономика Турции - семнадцатый в мире и растет такими быстрыми темпами, что иногда опережает и китайский. Мы привыкли считать, что она поднялась благодаря нам. Якобы именно нашествия перекупщиков из стран СНГ, на турецкие базары в начале 1990-х стимулировало там производство, особенно товаров легкой, особенно текстильной, промышленности. На самом деле это далеко не так.
Турецкая экономика многоотраслевая, имеет давние традиции, разумно использует выгодное географическое положение страны, молодую и дешевую рабочую силу. Падение советской экономики просто добавило ей рынков сбыта, и она и дальше расширяет их, пользуясь тем, что мы и дальше добиваем отечественное производство.
Турки о своем заботятся. И не только в Стамбуле, где все ухожено и где цветут родные нашему сердцу бархатцы. Правда, городские улицы не очень опрятные - потому захламлены уличными кафе, где предлагают недорого перекусить. Иногда заведение балует клиентов «комплиментом» - бесплатной рюмочкой ликера, чашкой кофе или чая. Были «комплименты» и просто посреди улицы: так идем мы, изнемогая под палящим солнцем, вдруг какой-то человек фасованную водичку раздает. Беру этот неожиданный подарок и слышу в спину: «Мадам!» Ну, думаю, зря поверила, что это даром - надо платить.
Оглядываюсь - а господин мне еще один стакан дает: пожалел чужестранку. Что сейчас редкость везде, и в Турции тоже. Потому что в прошлом, говорят, остались легенды о том, что на турецких базарах можно выторговать товар вдвое или и втрое дешевле названной цены. Сегодня, если сбросят доллар-два - это уже удача.
Честно говоря, перед путешествием мы мечтали о знаменитой турецкий кофе. И нигде не нашли. То, что под этим названием подавали в ресторанах и кафе, похоже на плохой растворимый напиток.
А вот чай поразил превосходным вкусом. Обычно его заваривают в медном чайнике на медном же самоваре с кипятком и пьют из маленькой стакана в форме восьмерки, держа ее за «талию». И потребляют с утра до вечера: за работой, за газетой, за кроссвордами, за разговорами и просто так, лежа на диване.
Правда, турок на диванах мы видели только на отдыхе, когда они приезжали на море. Их компании были очень спокойные, непьющие: религия запрещает мусульманам употреблять алкоголь. Безделья, вероятно, не одобряет также: в стране все чем-то заняты.
О мужчинах и о котах
Рассказы подруг, которые разведали Турцию еще в 1990-х, не вызывали желания спешить в эту страну. Потому, говорили они, турки грубые, наглые и падки на европеек: пристают просто на улицах.
Ли что-то за это время изменилось, или просто сыграло роль то, что мы были с мужчинами - но никаких признаков неуважительного отношения не заметили. Хотя публичная Турция - страна мужчин. Они сажают цветы на клумбах, полют газоны, убирают улицы, торгуют в магазинах, обслуживают в ресторанах, охраняют, защищают, руководят государством ... Статистика утверждает, что 27% женщин работают, - и их почти не видно.
Разве среди туристов. Они разные. Одни открытые и раскрепощенные. Другие укутанные с головы до ног в черную душную одежду - только прорезь в чадре, как бойница. Третьи одеты легче, но все равно с покрытой головой - даже дикторши на телевидении. Особенно заметна разница на пляже, где одни женщины в купальниках, а остальные - в закрытых спортивных костюмах с капюшонами: помните, у нас носили такие в 1990-х - с «плащевки»? Жара 40 градусов, муж и сын - в плавках, а мама и дочь - как водолазы в полной амуниции и скафандрах, только лицо, кисти рук и ступни ног открытые солнцу и воде.
Хотя это не обязательно означает бесправие турецких женщин. В любом случае, на людях детьми занимаются преимущественно мужчины: везут тележки с младенцами, носятся с ними, играют - ну просто идеальные родители. И кошелек, кажется, всегда в них.
А еще в Турции полно кошек. Такое впечатление, что это здесь священные животные - как коровы в Индии. У дворца Топкапы в Стамбуле, ближе к кухне, до сих пор специальные ниши, куда слуги каждое утро наливали кошкам молоко и воду - ежедневно в течение четырех столетий, пока здесь была резиденция султанов. Владельцы уличных кафе тоже выставляют им миски с едой и водой. Даже перед мечетями и мавзолеями есть каменные выемки - для воды котам. Коты приходят, воду попьют и могут спокойно уйти внутрь.
Люди же должны остановиться, чтобы разуться. Обязательно. Долой ноги моют, прежде чем войти в мечеть: в туалетах есть специальная комната для мытья ног. Идеальный порядок и в самых мечетях. Пять раз в сутки звучат молитвы муэдзинов, и мечети наполняются народом, а вокруг входа накапливаются сотни тапочек, которые, как ни странно, никто после службы не путает. И это вызывает удивление разве что у туристов, которые только краем глаза заглядывают в чужую жизнь.
' + uCoz.spam.sign.hidden + ' ' + uCoz.spam.sign.show + '
').hide().insertBefore(context.target);
uCoz.spam.handleDOM(toggle);
};
context.target.addClass('report-spam-hidden').fadeOut('fast', function() {
toggle.fadeIn('fast');
});
} else if( response.status == 'message_not_spam' ) {
context.elem.text(uCoz.spam.sign.spam).attr('data-not-spam', '0');
$('#report-spam-toggle-wrapper-' + response.message_id).fadeOut('fast');
$('#' + uCoz.spam.config.idPrefix + response.message_id).removeClass('report-spam-hidden').show();
} else if( response.status == 'admin_message_not_spam' ) {
elem.text(uCoz.spam.sign.admSpam).attr('title', uCoz.spam.sign.admSpamTitle).attr('data-not-spam', '0');
} else if( response.status == 'admin_message_spam' ) {
elem.text(uCoz.spam.sign.admNotSpam).attr('title', uCoz.spam.sign.admNotSpamTitle).attr('data-not-spam', '1');
} else {
alert('uCoz.spam.report: unknown status: ' + response.status);
};
} else {
context.target.remove(); // no status returned by the server - remove message (from DOM).
};
}, { elem: elem, target: target, height: height, margin: margin });
return false;
};
uCoz.spam.handleDOM = function(within) {
within = $(within || 'body');
within.find('.report-spam-wrap').each(function() {
var elem = $(this);
elem.parent().prepend(elem);
});
within.find('.report-spam-toggle-button').not('.report-spam-handled').click(function(event) {
if( event.preventDefault ) event.preventDefault();
var elem = $(this);
var wrapper = elem.parents('.report-spam-toggle-wrapper');
var text = wrapper.find('.report-spam-toggle-text');
var target = elem.attr('data-target');
target = $(target);
target.slideToggle('fast', function() {
if( target.is(':visible') ) {
wrapper.addClass('report-spam-toggle-shown');
text.text(uCoz.spam.sign.shown);
elem.text(uCoz.spam.sign.hide);
} else {
wrapper.removeClass('report-spam-toggle-shown');
text.text(uCoz.spam.sign.hidden);
elem.text(uCoz.spam.sign.show);
};
});
return false;
}).addClass('report-spam-handled');
within.find('.report-spam-remove').not('.report-spam-handled').click(function(event) {
if( event.preventDefault ) event.preventDefault();
var messageID = $(this).attr('data-message-id');
del_item(messageID, 1);
return false;
}).addClass('report-spam-handled');
within.find('.report-spam-btn').not('.report-spam-handled').click(uCoz.spam.reportDOM).addClass('report-spam-handled');
window.console && console.log && console.log('uCoz.spam.handleDOM: done.');
try { if (uCoz.manageCommentControls) { uCoz.manageCommentControls() } } catch(e) { window.console && console.log && console.log('manageCommentControls: fail.'); }
return this;
};
uCoz.spam.handleDOM();
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
[ Регистрация | Вход ]